Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Скрытая конкуренция     

 

В конце данного раздела работы хотелось бы отметить несколько деталей, очень важных для понимания деятельности школ Общества.   

 

Отсутствие русских преподавателей в отдалённых районах объясняется многими причинами. Здесь не только низкое жалованье, но и конкурентная борьба, часто скрытая, за умы местного населения, постоянно ведущаяся школами разных конфессий.   

 

В архивах мало документов об этой борьбе, ибо все происходило в повседневной деревенской жизни - если так можно сказать - на очень тонких нюансах. Всё же в отчёте Общества за 1886-1887 годы[1] обращают на себя внимание в разделе «Отчёт отделения поддержания православия в Святой Земле» отрывки из писем М.С. Са­вельевой,[2] преподававшей в те годы в школе для девочек в Назарете. Следующий далее текст находится на с. 125 указанного отчёта.   

 

«Англичане собираются открыть школу, где каждой девочке за то, что она будет приходить в школу, будут платить помесячно. Можем ли мы выстоять против подобной конкуренции? Я же могу раньше сказать, что помешаю открыть им эту школу и ни одной девочки не выпущу из школы. Мне приходится за учительниц, побаиваться потому, что английская школа платит хорошо и часто учительницы, встречаясь с нашими, переманивают их к себе».   

 

Очевидно, что далеко не каждый обладал достаточной силой, чтобы выдерживать подобную скрытую борьбу в повседневной жизни изо дня в день, особенно если подобное происходило в отдалённых селениях. Немало материала по данному сюжету есть и в гораздо более позднем документе - в уже цитировавшейся «Объяснительной записке к смете по содержанию…». Описываемые факты относятся, как можно ду­мать, к 1910-1911 гг. Ссылки даются, как обычно по архиву А.А. Дмитриевского.   

 

Автор «Объяснительной записки............ » пишет (Л. 4 об. - Л. 5), что медицинская помощь в протестантских и католических учреждениях зависела от вероисповедания кли­ента (или от его добровольного желания сменить веру, если речь шла о православных). В конце «Объяснительной записки…» автор подробно пишет о бюджете французских филантропических и школьных организаций на Ближнем Востоке. Католические организации (и особенно французские) в Сирии охарактеризованы как основные противники Палестинского Общества и арабских Православных Церквей.  

 

Необходимо, когда речь идет о значении школ Палестинского Общества для араб­ского мира, подчеркнуть несколько моментов, которые обычно ускользали от иссле­дователей. Выше уже говорилось о том, что школы Общества различались между собой во многих отношениях - по количеству учеников и преподавателей, по характерис­тикам самого здания, по экономической ситуации. Школьных зданий, по настоящему пригодных для учебного процесса, с достаточным количеством помещений, было не­много. Всё это вело с самого начала к большим различиям в возможностях воздей­ствия преподавателя на учеников, а также - в возможностях учеников усваивать про­грамму. Иначе говоря, значение школ Общества в жизни арабского населения было различным.   

 

Приводившиеся несколько выше характеристики роли русских школ в формирова­нии арабской интеллигенции относятся прежде всего к учительским семинариям в Назарете и Бет-Джале. Совсем иной была судьба первой русской школы Палестин­ского Общества, открытой в 1883 году в деревне Мджель недалеко от Назарета и, видимо, закрытой на рубеже веков, ибо в доку­ментах начала ХХ-го века она уже не упоминается[3]  .   

 

Показательно описание этой школы в официальном отчёте Общества за 1888-1890 годы. «Школа помещается в маленькой комнате с одним окном и голыми стенами. Учеников - 16 - все грязные, оборванные. Впрочем, от приводящих учеников в бедном сирийском селении нельзя и требовать чистоты и порядочности в одежде, дети одеваются по средствам своих родителей, а к опрятности по их же примеру не привыкли. При всём том школа выполнит свою задачу, если укрепит детей в правилах родной веры и сохранит их от инославной пропаганды, которая уже нашла себе приют в том же селе в протестантский школе».[4]   

 

При подведении итогов школьной деятельности Палестинского Общества в Палестине, Сирии и Ливане представляется необходимым отметить несколько моментов.    

 

Учительские семинарии в Назарете и Бет-Джале обеспечивали своих выпускников хорошим по меркам того времени образованием.   

 

Выпускники учительских семинарий Палестинского Общества и после закрытия школ долгое время оставались единственным педагогами региона, обеспечивавшими преемственность образования в новых исторических условиях, после завершения первой мировой войны[5].  

 

Обычные школы Палестинского Общества обеспечивали начальным образованием жителей сельской местности региона, где – в то время – нередко не было вообще никаких школ и никакого образования.   

 

Немаловажную роль в истории школ Палестинского Общества сыграла и одна особенность российской действительности того времени. Оказывавшиеся в регионе русские педагоги были энтузиастами своего дела, что не случайно. Как писал И.Ю. Крачковский по поводу школ Общества: «в составе русских преподавателей нередко встре­чались демократически настроенные лица, особенно из воспитанников русских учительских семинарий или институтов, которые часто попадали на Восток».[6]

 

© А.Г. Грушевой

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Сектор Ближнего Востока)

Материал прислан автором 11 сентября 2014 г. порталу Иерусалимского отделения ИППО

 

 

Примечания

 


[1] Опубликовано – СПб. 1888.
[2] Мы, к сожалению, не знаем, кому были адресованы эти письма.
[3] По поводу этой школы см.: Седьмой Отчёт Императорского Православного Палестинского Общества за 1888-1890 годы. СПб., 1891. С. 110-114.
[4] Седьмой Отчёт Императорского Православного Палестинского Общества за 1888-1890 годы. СПб. 1891. С. 113-114.
[5] О выпускниках русских школ см. подробно - Салех Д.. Просветительская дея­тельность России в Палестине // ПС., вып. 31 (94). М., 1992. С. 138-147. См. также Махамид О. Россия и Палестина. Диалог на рубеже XIX-XX веков. СПб. 2002. С. 49-108.
[6] См. подробно: Крачковский И. Ю. Горький и арабская литература // Избран­ные сочинения. М-Л. 1956. С. 273-274.

версия для печати