130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
В конце данного раздела работы хотелось бы отметить несколько деталей, очень важных для понимания деятельности школ Общества.
Отсутствие русских преподавателей в отдалённых районах объясняется многими причинами. Здесь не только низкое жалованье, но и конкурентная борьба, часто скрытая, за умы местного населения, постоянно ведущаяся школами разных конфессий.
В архивах мало документов об этой борьбе, ибо все происходило в повседневной деревенской жизни - если так можно сказать - на очень тонких нюансах. Всё же в отчёте Общества за 1886-1887 годы[1] обращают на себя внимание в разделе «Отчёт отделения поддержания православия в Святой Земле» отрывки из писем М.С. Савельевой,[2] преподававшей в те годы в школе для девочек в Назарете. Следующий далее текст находится на с. 125 указанного отчёта.
«Англичане собираются открыть школу, где каждой девочке за то, что она будет приходить в школу, будут платить помесячно. Можем ли мы выстоять против подобной конкуренции? Я же могу раньше сказать, что помешаю открыть им эту школу и ни одной девочки не выпущу из школы. Мне приходится за учительниц, побаиваться потому, что английская школа платит хорошо и часто учительницы, встречаясь с нашими, переманивают их к себе».
Очевидно, что далеко не каждый обладал достаточной силой, чтобы выдерживать подобную скрытую борьбу в повседневной жизни изо дня в день, особенно если подобное происходило в отдалённых селениях. Немало материала по данному сюжету есть и в гораздо более позднем документе - в уже цитировавшейся «Объяснительной записке к смете по содержанию…». Описываемые факты относятся, как можно думать, к 1910-1911 гг. Ссылки даются, как обычно по архиву А.А. Дмитриевского.
Автор «Объяснительной записки............ » пишет (Л. 4 об. - Л. 5), что медицинская помощь в протестантских и католических учреждениях зависела от вероисповедания клиента (или от его добровольного желания сменить веру, если речь шла о православных). В конце «Объяснительной записки…» автор подробно пишет о бюджете французских филантропических и школьных организаций на Ближнем Востоке. Католические организации (и особенно французские) в Сирии охарактеризованы как основные противники Палестинского Общества и арабских Православных Церквей.
Необходимо, когда речь идет о значении школ Палестинского Общества для арабского мира, подчеркнуть несколько моментов, которые обычно ускользали от исследователей. Выше уже говорилось о том, что школы Общества различались между собой во многих отношениях - по количеству учеников и преподавателей, по характеристикам самого здания, по экономической ситуации. Школьных зданий, по настоящему пригодных для учебного процесса, с достаточным количеством помещений, было немного. Всё это вело с самого начала к большим различиям в возможностях воздействия преподавателя на учеников, а также - в возможностях учеников усваивать программу. Иначе говоря, значение школ Общества в жизни арабского населения было различным.
Приводившиеся несколько выше характеристики роли русских школ в формировании арабской интеллигенции относятся прежде всего к учительским семинариям в Назарете и Бет-Джале. Совсем иной была судьба первой русской школы Палестинского Общества, открытой в 1883 году в деревне Мджель недалеко от Назарета и, видимо, закрытой на рубеже веков, ибо в документах начала ХХ-го века она уже не упоминается[3] .
Показательно описание этой школы в официальном отчёте Общества за 1888-1890 годы. «Школа помещается в маленькой комнате с одним окном и голыми стенами. Учеников - 16 - все грязные, оборванные. Впрочем, от приводящих учеников в бедном сирийском селении нельзя и требовать чистоты и порядочности в одежде, дети одеваются по средствам своих родителей, а к опрятности по их же примеру не привыкли. При всём том школа выполнит свою задачу, если укрепит детей в правилах родной веры и сохранит их от инославной пропаганды, которая уже нашла себе приют в том же селе в протестантский школе».[4]
При подведении итогов школьной деятельности Палестинского Общества в Палестине, Сирии и Ливане представляется необходимым отметить несколько моментов.
Учительские семинарии в Назарете и Бет-Джале обеспечивали своих выпускников хорошим по меркам того времени образованием.
Выпускники учительских семинарий Палестинского Общества и после закрытия школ долгое время оставались единственным педагогами региона, обеспечивавшими преемственность образования в новых исторических условиях, после завершения первой мировой войны[5].
Обычные школы Палестинского Общества обеспечивали начальным образованием жителей сельской местности региона, где – в то время – нередко не было вообще никаких школ и никакого образования.
Немаловажную роль в истории школ Палестинского Общества сыграла и одна особенность российской действительности того времени. Оказывавшиеся в регионе русские педагоги были энтузиастами своего дела, что не случайно. Как писал И.Ю. Крачковский по поводу школ Общества: «в составе русских преподавателей нередко встречались демократически настроенные лица, особенно из воспитанников русских учительских семинарий или институтов, которые часто попадали на Восток».[6]