Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Паломнику / Полезная информация / Авиабезопасность Израиля: мы не хотим знать о вас все, мы хотим, чтобы вы долетели. Илья Дубинский

Авиабезопасность Израиля:
мы не хотим знать о вас все, мы хотим, чтобы вы долетели

У путешественников опытных, как и у путешественников неопытных, часто складывается особое отношение к израильским службам авиабезопасности. Нельзя сказать, чтобы отношение сильно лестное: ведь какие-то настойчивые люди задают многочисленные, нахальные и утомительные вопросы. Ну действительно: зачем кому-то знать, что я буду делать в Праге, для чего я приехал в Израиль и когда именно я упаковал свои чемоданы?

 

Даже легенды ходят о свирепых чудо-юдищах, лезущих сразу и в душу, и в чемоданы. А о том, что именно в аэропорту Бен-Гурион делают с людьми в кабинках для личного досмотра, говорят только шепотом и непременно озираясь по сторонам.

 

Надо сказать, у сотрудников служб безопасности тоже есть что рассказать о пассажирах.

 

Например, как-то на посадку пошла группа итальянцев, руководитель которой был одет Санта-Клаусом, а его подопечные туристы – эльфами (хорошо хоть, не оленями). Случился отряд православных с лампадой, которая должна была гореть вечно, в том числе и в салоне эконом-класса их чартерного рейса в Грецию (нет, огонь был не олимпийский, хотя ассоциация понятна). Яркие впечатления доставила группа из 400 нигерийских паломников в красивой разноцветной одежде, которые пели мелодичные гимны и танцевали свои пластичные танцы до самого паспортного контроля. Не забыт и одинокий, но решительный японец, вырвавшийся из кабинки для личного досмотра голым и промчавшийся по терминалу с диким самурайским кличем.

 

Помимо этого слегка эксцентричного колорита, встречаются и случаи "иерусалимского синдрома" – особого психоза, охватывающего некоторых верующих при посещении столицы. Несмотря на то, что многим из страждущих своевременно оказывается квалифицированная медицинская помощь, некоторые все же умудряются избежать ласковых объятий санитаров и как-то добираются до аэропорта. Поэтому отдельные сотрудники могут похвастаться личным знакомством с царем Давидом, пророком Илией, а также несколькими Иисусами, один из которых даже умудрился принести в аэропорт большой деревянный крест.

 

Безопасность на всех израильских авиалиниях и во всех израильских аэропортах – механизм многоуровневый и чрезвычайно сложный. Можно без преувеличения сказать, что проверка пассажира начинается задолго до того, как он прибывает в аэропорт. Даже если злоумышленник сумел пройти сквозь предполетный опрос и личный досмотр (за последние тридцать лет известен лишь один подобный случай), на борту самолета его встретят и обезвредят вооруженные агенты.

 

Результаты говорят сами за себя: первый и последний угон самолета "Эль-Аль" произошел 46 лет назад, в 1968 году. С тех пор система успешно предотвратила многочисленные попытки навредить пассажирам рейсов израильских авиакомпаний – цели номер один для большинства террористов на планете.

 

Ицхак Йефет, ведущий специалист в области авиабезопасности, стоял у истоков этой системы (тогда существовала только государственная международная авиакомпания "Эль-Аль"). По его словам, агенты службы безопасности – это ветераны боевых частей, как правило, студенты или недавно окончившие вуз. Требования к сотрудникам высоки, они проходят длительную и интенсивную подготовку.

 

"Мы тесно сотрудничаем с разведслужбами, наша цель – сделать так, чтобы мы стали неприятным сюрпризом для террориста, а не наоборот. Но даже лучшая в мире разведка не может проникнуть во все террористические группы. Поэтому, хотя подавляющее большинство пассажиров – пассажиры bona fide, мы вынуждены интервьюировать каждого из них. Главный наш враг – это рутина. Мы постоянно проверяем бдительность наших сотрудников, например, посылая специально подготовленных "подозрительных" пассажиров. Несмотря на высокую стоимость подготовки каждого агента, сотрудник, пропустивший такого пассажира, не может продолжать работу в службе безопасности. Для наших сотрудников каждый рейс – это их первый рейс, и каждый пассажир – это первый пассажир”.

 

Основные компоненты этой системы складывались несколько лет.

 

Решение не допустить повторения угона 1968 года (12 заложников провели тогда в плену 39 дней) было принято правительством буквально сразу по следам этого инцидента.

 

Уже в 1969 году вооруженный охранник, Мордехай Рахамим, уничтожил одного из четверых террористов, атаковавших самолет в аэропорту Цюриха. Беспристрастный швейцарский суд посадил Мордехая за решетку, обвинив в предумышленном убийстве – он выйдет на свободу лишь через несколько месяцев и в результате дипломатического скандала.

 

В 1970 году, в ходе инцидента "Доусон филд", также известного как Hijack Sunday, самолет компании "Эль-Аль" должны были попытаться угнать четверо террористов. Служба безопасности успешно отсеяла двоих из них, не допустив к посадке, а вооруженный агент на борту самолета обезвредил двоих других, одного из них уничтожив. Тогда, кстати, были успешно угнаны четыре самолета других авиакомпаний – но не "Эль-Аль".

 

Кстати, террористы тогда почему-то позабыли, что антисионизм – это вовсе не антисемитизм, и удерживали в заложниках евреев-граждан других стран. По-видимому, считали их потенциальными сионистами.

 

В 1972 году, спустя всего несколько дней после бойни на мюнхенской Олимпиаде, на борту рейса Рим – Тель-Авив после набора высоты барометрический детонатор подорвал небольшую бомбу. Благодаря пассивным мерам безопасности, повреждения были некритичны и самолет успешно вернулся в аэропорт.

 

Основная – и ключевая – разница между израильской системой безопасности и мерами, принятыми в других странах, заключается в том, что пока американцы и европейцы ищут оружие, у нас фокусируются на человеке. Поэтому в США пассажиров заставляют снимать обувь, ограничивают объем жидкости в ручной клади, просвечивают их до скандальной наготы (к сожалению, устройство показывает не безупречный рельеф мускулатуры, а жир, его скрывающий), а в Израиле пассажирам задают вопросы.

 

Суть подобного интервью в том, чтобы выстроить цепочку вопросов, которая найдет в легенде брешь или углубится в подробности, не продуманные злоумышленниками до конца. Повторяясь и переспрашивая, сотрудник внимательно следит за реакцией пассажира. Если у сотрудника возникают подозрения, пассажира ждет более тщательный досмотр.

 

Ицхак Йефет приводит два случая, когда один лишь этот метод позволил предотвратить большую беду.

 

"В 1982 году некий немец-уголовник, выйдя из тюрьмы, познакомился с какими-то очень добрыми людьми. Они кормили его в дорогих ресторанах, всячески ублажали и везде за него платили, а затем пригласили поехать с ними за компанию в Швейцарию. Там ему предложили по-быстрому заработать: немцу предстояло провезти партию наркотиков в Израиль. Ему заплатили на месте 5 тыс. долларов, сообщили адрес в Тель-Авиве, приметы связного и пароль. Передав наркотики, он получит еще пять тысяч долларов – итого десять тысяч за неделю. Немец, недолго думая, согласился и взял подготовленный для него чемодан.

 

Просвечивание багажа ничего не показало, и паспорт был в порядке. На вопрос сотрудника о цели визита контрабандист сообщил адрес в Израиле и реквизиты фирмы, с которой он едет проводить деловые переговоры. Но тут сотрудник спросил его, почему, живя в Германии, он купил билет на самолет в Швейцарии. Этого вопроса пассажир не ожидал, стал мяться и нервничать, чем вызвал дополнительные подозрения. При досмотре чемодана была обнаружена взрывчатка".

 

Наиболее вопиющий случай произошел в Лондоне в 1986 году.

 

30-летняя горничная Энн Мэри Мёрфи познакомилась с Незаром Хиндауи, импозантным палестинским юношей. Через некоторое время Энн забеременела, и возлюбленные на пятом месяце решили всё же пожениться. Незар убедил Энн, что жениться следует в Израиле, там-де она получит благословение от его семьи. Он помог ей собрать чемодан и отвез ее в аэропорт Хитроу.

 

"Ей начали осторожно задавать вопросы – все-таки живот у нее был уже довольно заметен, – вспоминает Йефет. – Бывали ли вы в Израиле раньше? Нет. На какой срок вы туда летите? Две недели. Где будете жить? "Хилтон", Тель-Авив. А вы забронировали номер? Нет, мне сказали, что там всегда есть свободные номера. А кто вам сказал? Эмм..."

 

Когда в чемодане обнаружили полтора килограмма взрывчатки, заботливо подложенной храбрым борцом за независимость беременной от него невесте, Энн упала в обморок. А когда пришла в себя, очень подробно рассказала властям все, что знала о Хиндауи. Как выяснилось, операцию планировала и попыталась осуществить сирийская разведка, и по следам этого инцидента Великобритания разорвала дипломатические отношения с Сирией.

 

Сравнения трех случаев первой половины двухтысячных годов показывают эффективность системы безопасности и в наши дни.

 

О событиях 2001 года в США написано достаточно, можно только добавить, что террористы действовали крайне неосторожно и, будь в США похожая система безопасности, вызвали бы подозрение по целому ряду признаков (таких, как билеты в один конец без багажа).

 

В 2004 году в России две женщины чуть было не опоздали на рейс – что само по себе могло бы послужить основанием для дополнительной проверки сотрудниками. Но система авиабезопасности в России не сработала – женщин без проблем провели через контроль и посадили на самолеты. В том двойном теракте погибло 89 человек.

 

В 2002 году гражданин Израиля Тауфик Фикра сумел пронести на борт самолета небольшой перочинный ножик, скрыв его в поясе. Когда самолет уже взлетел, Тауфик выхватил ножик и побежал по проходу в сторону кабины и навстречу нокауту – буквально через несколько секунд его заметил и обезвредил скрытый агент.

 

Система, принятая в аэропорту Бен-Гурион, а также на всех рейсах израильских авиалиний за рубежом, – не всегда приятная, но необходимая мера безопасности, не раз доказавшая свою эффективность в ситуации, когда террористы не гнушаются никакими методами для достижения своих целей. Задача сотрудника, ведущего утомительный опрос – пропустить добросовестных пассажиров и отсеять подозрительных, а не разузнать цвет яблок, которые вы ели вчера за ужином. Переспрашивать, уточнять, выяснять неожиданные подробности – все это способы обнаружить террориста или пассажира, которого используют "вслепую".

 

Лучшая линия поведения – это здравый смысл и спокойные, простые и ясные ответы на задаваемые вопросы.

 

Здравый смысл и спокойствие тут на первом месте, и вот, например, почему: как-то в аэропорт приехал ирландец, принявший в Израиле ислам. Он выскочил из такси, закричал "Аллах Акбар" и рванулся в здание терминала, но, разумеется, не добежал. Уже в больнице, когда он вновь смог пусть и невнятно, но разговаривать, ирландец объяснил, что очень боялся опоздать и торопился на посадку, поэтому, выйдя из такси, громко восславил Аллаха за то, что, кажется, успевает на рейс – и побежал поскорее проходить регистрацию.

 

Поэтому нервничать в аэропорту не нужно. Раз уж вы понимаете, что и зачем делает служба безопасности, лучше просто прямо и честно отвечать на их вопросы.

 

В конце концов, вы заинтересованы в благополучном исходе перелета несколько больше агентов, остающихся на земле.

 

9tv.co.il


версия для печати