Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Медиа / Интервью / Интервью Иерусалимского отделения ИППО / Павел Платонов: В Израиле нет ущемления религиозных прав и свобод. Интервью Нижегородским епархиальным ведомостям. Февраль 2013

 

Павел Платонов: В Израиле нет ущемления религиозных прав и свобод

 
Павел Викторович Платонов
 
Два главных христианских праздника — Рождество и Воскресение Христовы — многие православные христиане стараются отметить на Святой земле, там, где когда-то произошли величайшие в мировой истории события, ставшие причиной появления этих праздников. И, конечно, нам всегда очень интересно узнать, как они проходят на Святой земле, какой резонанс имеют у местных жителей. О том, как живут сегодня на Святой земле христиане, а также иудеи и мусульмане, нам рассказал Павел Платонов, председатель Иерусалимского отделения Императорского православного палестинского общества, председатель православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме, руководитель одноименного паломнического центра в Иерусалиме. Но поскольку в последние два года Ближний Восток стал во всех смыслах полыхающим регионом, в результате чего пострадали в первую очередь проживающие там христиане, тональность наших вопросов оказалась не праздничной, а скорее будничной и даже тревожной.

— Павел Викторович, в связи с событиями «арабской весны» мы наблюдаем грустную статистику — резкое сокращение количества христиан на Ближнем Востоке. По некоторым данным, их осталось около 15 миллионов, из них половина — египетские копты. Заметно ли это в повседневной жизни или проживающие там люди с этим уже свыклись?

— Безусловно, с каждым годом количество христиан на Святой земле, то есть в Израиле и Палестине, уменьшается, — об этом говорят все статистические данные, которые опубликованы в свободном доступе. Вообще, надо сказать, количество христиан на Святой земле — 2% от всего населения, причем это представители всех деноминаций. Среди них большая часть — католики, много протестантов, представителей дохалкидонских церквей, копты, сирийцы и так далее. Православных среди них — минимальная часть. Связано это не только с процессами так называемой «арабской весны», события которой мы наблюдаем в последние годы. Это естественный процесс, связанный с исламизацией региона, с оттоком христиан в страны Запада. Дело в том, что христиане на Ближнем Востоке имеют более высокий социальный статус, получают более серьезное образование, имея достаточно много христианских школ, которые поддерживают различные благотворительные фонды. Так что, получая хорошее образование и востребованные профессии, христиане имеют больше возможности реализовать себя в западных странах. Например, в Израиле на сегодняшний день проживает свыше 150 тысяч христиан, это как раз 2% от населения в 7,8 миллиона человек. Из них евреи — это 75,5%, мусульмане — 16,8%, друзы — 1,7%, а 3,9% не имеют определенной религиозной принадлежности. Представьте себе, что в старом городе Иерусалима проживают порядка 5 тысяч христиан, и еще 10 тысяч христиан — в Восточном Иерусалиме. Отток христиан особенно касается территории Палестинской национальной администрации, гораздо меньше Израиля, хотя и его тоже затрагивает. Тем не менее рождаемость и рост христианского населения в семьях, в частности, на территории Израиля, прослеживает тенденцию к увеличению. Это связано с высоким социальным уровнем жизни, потому что у арабов христианского исповедания все-таки уровень жизни повыше, чем у тех же коптов в Египте. Поэтому христианские семьи, которые еще остались в Израиле и живут здесь, достаточно статусные. Но отток идет, и эта ситуация плачевна. Я бы сказал, что эти процессы — «арабская весна» и уменьшение христианского населения — идут параллельно друг другу, независимо друг от друга. Я не считаю и не нахожу доказательств тому утверждению, что «арабская весна» коснулась христиан Израиля и Палестинской национальной администрации. Их больше касается конфликт внутренний — арабо-израильский.

— А как вообще живется русскому православному человеку в Израиле? Нам, живущим в России, это представляется, как правило, жизнью во враждебном окружении.

— Нет, это не так. Все-таки здесь не Ирак и не Египет. Давайте уточним, что Израиль при всех своих проблемах пытается отстаивать принцип свободы вероисповедания. Это не мусульманская страна. В Израиле разрешены все вероисповедания, христианские и не только, даже религия бахаи. Так что вопрос кажется немного наивным — православный христианин-араб не чувствует никаких ущемлений в Израиле. У них открыты церкви, абсолютно никто им не мешает консолидировать свои общины. Я бы даже сказал, что в Израиле он себя чувствует гораздо свободнее, чем в других арабских странах. Там, где абсолютно доминирует ислам, какие могут быть свободы у православного христианина? Там он действительно составляет меньшинство. А в Израиле он абсолютно такой же гражданин, как и все остальные, со всем набором свобод и прав. И если уж говорить о демократии, то он имеет здесь абсолютно все возможности учиться, получать услуги здравоохранения, социальную помощь и так далее, и тем более пойти помолиться в свою церковь. Никто никого здесь не ущемляет.

— Это может показаться неожиданным для многих жителей России, имеющих весьма туманные представления о жизни в Израиле.

— В Израиле раньше было целое министерство по делам религий, а теперь это отдел министерства внутренних дел неиудейских исповеданий, который занимается вопросами, в том числе, христианских церквей. Храмы и монастыри имеют здесь свои участки, их право на землю никем не оспаривается, незаконное отчуждение не производится. Они имеют право отстоять по суду свои законные права. Разве мы увидим это в мусульманских странах, где церкви порой взрывают? Конечно, и здесь были попытки осквернения храмов фанатиками, но это единичные случаи. В Израиле принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму было объявлено еще в Декларации независимости Израиля 1948 года. В ней говорится, например, что государство Израиль будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля, обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религий, наций или пола, обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, права на образование и культуру. Отчасти это где-то подчеркивается, где-то исполняется, где-то — хуже, но в целом то, что заявлено в декларации, исполняется в Израиле. В национальной Палестинской администрации немного другая ситуация, тем не менее там толерантность провозглашается и соблюдается за редким исключением. Но я не могу судить о том, что происходит в секторе Газа, де-факто это уже какое-то другое государство, отдельный анклав.

— Действительно, из уст некоторых высокопоставленных представителей ислама из стран Ближнего Востока приходится слышать иногда призывы к тому, чтобы на этой территории были уничтожены все христианские храмы…

— Но это не только сейчас, эти призывы слышны постоянно. Поэтому неудивительно, что результатом «арабской весны» стало снижение количества христиан в этих странах. Это можно назвать настоящей гуманитарной катастрофой.

— Какая реакция у иудеев и мусульман, живущих на Святой земле, на христианские праздники Рождества Христова и Пасхи, которые масштабно, с размахом, отмечают православные христиане всего мира, стараясь посетить в эти дни святыни, находящиеся в Израиле и Палестине?

— Для мусульман и иудеев праздник Рождества Христова, так же как и Пасхи, находится на периферии сознания, и понятно почему. Для иудеев христианство — это некая секта, для мусульман — неправильное учение, как оно может на них влиять?

— Можно ли сказать, что в непрекращающемся арабо-израильском конфликте сбывается древнее библейское пророчество о том, что сыны Сары и Агари будут конфликтовать друг с другом на протяжении всей человеческой истории?

— В общем-то, можно. Но, с другой стороны, на бытовом уровне многие из них поддерживают добрые отношения, ведут совместный бизнес, так что нередко приходится удивляться, как мог возникнуть этот конфликт. Однако в социальном плане между арабами и евреями огромнейшая пропасть. Не может верующий мусульманин свободно прийти в гости к верующему иудею, один соблюдает субботу, другой — нет, это совершенно разные культуры и мировоззрения, и суть конфликта понятна. Иудеи видят в мусульманах потомков тех языческих народов, которые жили когда-то на этих территориях, — филистимлян, амореев, амаликитян и других. Ведь когда евреи делились на колена, Господь им повелел отвоевать эту землю. Мусульмане, в свою очередь, видят в иудеях захватчиков, пришедших сюда в ХХ веке, в то время как они жили здесь на протяжении столетий. С двух сторон раздаются очень серьезные обвинения, так что конфликт иногда перерастает в вендетту. Я неоднократно говорил о том, что причины этого конфликта заложили англичане, которые с 1917 по 1948 год владели Палестиной и действовали по принципу «разделяй и властвуй». Натравливая две общины друг на друга, они вполне успешно достигали своих колониальных интересов, прежде всего касавшихся богатых нефтяных ресурсов. Англичане ушли в 1948 году, а конфликт остался, очень сильно раздутый. И конечно, его корни можно усматривать, в том числе, в библейских пророчествах.

Беседовала Светлана Высоцкая
6 февраля 2013 г.

Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви

Гид в Израиле, Иерусалиме и Святой Земле Павел Платонов

 

Страница гида Павла Платонова в фейсбуке

Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме


Автор: Платонов, Павел Викторович

версия для печати