Миротворческий потенциал Православия и его развитие в XX веке с учетом фактора Святой Земли
Основные миротворческие религиозные доктрины ХХ века и связанные с ними политическая практика оказались представленными иудаизмом, христианством, исламом, буддизмом и конфуцианством.
Выше уже отмечалось, что древние задумывались над смыслом мира и войны. Мир для них предусматривал отсутствие войны (греч. ειρηυη; ιρηυη — айрим — воздух, радуга и покой (мир); ραx (лат.) мир; «покой; pokoi (польск.) — мир и т.д.), но также предусматривал союз, скрепленный договором (мир — договор; раx (лат.)— мир Ü рандо — связывать, творить порядок). Что касается войны, то оно соотносилась со способом добывания и потребления пищи, позже с захватом, оружием и гневом (duos (лат.) — распад Ü duellum bellum)
[1]. На основе именно такой этимологии представители исследований проблем мира (Peace Studies) пытались развить целые отрасли миропонимание, гератика, паксология и т.д. Неудивительно поэтому широкое использование идеологами светских миротворческих объединений терминологии мировых религий.
Официально принято считать, что представители мировых религий и служители культа активно содействуют миротворчеству. Последними примерами такого подхода служат две всеобщие молитвы XX века (1980–82 годы) и одна всеобщая молитва XXI века (20 января 2002 года), организованные религиозными лидерами различных толков. В целом, документы по миротворчеству свидетельствуют, что ведущая роль в теоретическом обосновании большинства миротворческих акций ХХ века принадлежит христианству, включая, прежде всего, протестантизм, католичество и православие. Они дают основание для вывода о том, что, что выработка самой методологии международных отношений ХХ века была бы невозможна без того нравственного воздействия, которое оказало христианство на умы и сердца людей. Требования справедливости в войне на деле, разумеется, далеко не всегда удовлетворялись, но сама постановка вопроса о справедливости порой удерживала людей, пребывающих в конфронтации от чрезмерной жестокости
В западной христианской традиции, восходящей к блаженному Августину, при определении справедливой войны обычно приводят ряд факторов, которые обусловливают допустимость начала войны на своей или чужой территории. К их числу можно отнести следующие: войну следует объявить ради восстановления справедливости; войну имеет право объявить только законная власть; право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше; война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуация; войну следует объявить только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижения поставленных целей; планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств); во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстанавливать мир и порядок.
Что касается Русской Православной Церкви (РПЦ), то в отличие от многих других конфессий она осуществляла и стремилась продолжать осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого РПЦ обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим, противостоя пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать силовые столкновения.
Применительно к миропониманию, миротворчеству, миросохранению практическая деятельность РПЦ заслуживает особого рассмотрения. Начало XX века в истории России оказалось отмеченным двумя войнами: русско-японской (1904–1905 гг.) и Первой мировой, в ходе которых РПЦ проявила особо действенное милосердие, помогая обездоленным войной беженцам и эвакуированным, голодающим, больным и раненым, создавала в православных монастырях лазареты и госпитали.
Позицию и роль РПЦ во время Второй мировой войны иллюстрирует следующее Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода по случаю 30-летия победы в Великой Отечественной войне:
«С первого дня войны Предстоятели нашей Церкви Святейший Патриарх Сергий и Святейший Патриарх Алексий вместе с другими архипастырями в многочисленных посланиях горячо призывали верующих к священному делу защиты Родины… Послания и призывы, проповедь и молитвы, поддержка воинов, сражавшихся на фронтах, и благословение самоотверженного труда тех, кто в тылу отдавал все свои силы для победы, сбор денежных средств и помощь партизанскому движению — вот какими средствами она участвовала во всенародном подвиге»[2]. В феврале 1945 года участники Поместного собора РПЦ в своем Обращении ко всем христианам выражали надежду, что в будущем человечество навсегда откажется от разрешения своих споров посредством меча.
На Поместном соборе РПЦ, состоявшемся в 1971 году, при рассмотрении ее миротворческой деятельности участники Собора высоко оценили труды архипастырей, пастырей благочестивых и верующих на «ниве миротворчества». Поместный собор Московского патриархата заявил:
«Считать и впредь священной задачей Русской Православной Церкви активное продолжение ею миротворческой деятельности и всемирное ее расширение, имея в виду, что международный мир неразрывно связан с гармоничным развитием всех народов Земли, с дружескими отношениями между нациями на основе их равноправия и самоопределения, с международным сотрудничеством в культурной, экономической, научной, политической областях, с утверждением принципа мирного сосуществования государств независимо от их общественной системы»[3].
В своих миротворческих усилиях РПЦ была не одинокой. В 1948 году, в Москве, состоялись церковные торжества, посвященные 500-летию автокефалии РПЦ. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, Предстоятели и представители автокефальных православных церквей, участвовавшие в торжествах, обратились к христианам всего мира с призывами стать
«броней против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира», сделав «
бессильными намерения и всякий план нового военного пожара»[4]. Это Обращение явилось первым послевоенным документом, отражающим позицию православных церквей в их служении миру между народами.
В мае 1952 года по инициативе Святейшего Патриарха Алексия I в Троице–Сергиевой Лавре, в Загорске, состоялась Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная проблеме защиты мира на земле. Это был первый межрелигиозный опыт в области миротворчества. Оценивая его Предстоятель РПЦ Святейший Патриарх Алексий I, подчеркнул:
«Мы не сомневаемся в плодотворности самой идеи слияния всех существующих в мире нравственных сил в одно стремление - осудить политику подготовки и разжигания войны. Мы убеждены, что решению столь возвышенной и благородной задачи не могут мешать различия в религиях, которые мы исповедуем, потому что все мы веруем в Единого Бога и все признаем любовь и мир высшими началами человеческого общежития»[5].
Вторая конференция церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира состоялась в 1969 году. На ней особое внимание было уделено проблеме ядерного разоружения. Именно тогда религиозные лидеры сочли необходимым обратиться к
«нерелигиозным представителям доброй воли, обращая внимание на их реальный и возможный вклад в дело мира»[6].
В 1973 году РПЦ смогла организовать встречу последователей различных религий мира, участвовавших в работе проходившего в те дни в Москве Всемирного конгресса миролюбивых сил. Успех и плодотворность этих межрелигиозных встреч вдохновили глав и представителей церквей и религиозных объединений в СССР на их совещании в Загорске в 1975 году одобрить инициативу РПЦ о созыве в 1977 году в Москве Всемирной межрелигиозной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами»
[7].
Многообразие и постоянство служения миру нашли в активном участии РПЦ в осуществлении различных миротворческих программ Всемирного совета церквей (ВСЦ)
[8]. Кроме того, с момента возникновения в 1961 году Всемирного межхристианского миротворческого движения - Христианской мирной конференции (ВММД-ХМК) - РПЦ стала ее активным членом.
Следует отметить, что миротворческие мероприятия РПЦ не ограничены узким кругом ее руководящих деятелей. В своей миротворческой устремленности она опирается на мощную духовную поддержку архипастырей, пастырей и мирян, которые повседневно возносят молитвы о мире всего мира. Известна, к примеру, молитва «Об умиротворении враждующих». Необходимо также обратить внимание на ежегодные многомиллионные взносы РПЦ в фонд мира и благотворительную деятельность. Ее представители активно трудятся во многих общественных организациях, участвуя в работе Всемирного совета мира (ВСМ), Брюссельского форума европейской общественности за безопасность и сотрудничество, в других светских миротворческих организациях. Таким образом, условно, фактор влияния РПЦ на миротворчество можно считать весьма существенным. В то же время он не сравним по практицизму с пределами влияния на миротворческие процессы ХХ века со стороны Римской католической церкви (РКЦ).
© Ольга Олеговна Хохлышева
Доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой мировой политики и международного права
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
действительный член Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.
Иерусалим. ISBN 978-965-7392-29-4. 2012.
Страницы 143-146.
© Иерусалимское отделение ИППО
Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com
Примечания
[1] Маковский М.М. в «Сравнительном словаре мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов». М., 1999, так определяет это явление. Следует подчеркнуть, что определения «мир» в данном словаре не содержится, это позволяет предположить, что древние не знали категории «мир».Что касается понятия «война», то оно соотносилось со способом добывания и потребления пищи (хотеть, съесть, получить удовольствие, наслаждение).Этимология «мира» такова, - «мир» (отсутствие войны), «pokoi»(польск.); «pax» (лат.); pango (инд.) - связывать, скреплять. Eipŋvŋ, = «айрим», air (англ.)- «воздух», эфемерный, проникающий повсюду.Είρηυη, τρηυη = air (англ.) – «воздух», эфемерный, проникающий повсюду.В Риме «pax» означало «творить порядок». См.Wilson
G. A Global Peace. London, 1982. P. 30–34.-O.X.
[2] Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы. Всемирная конференция. Москва, 10–14 мая 1982 года. М., 1983. Стр. 191.
[4] Там же. стр. 192–193.
[8] В данном случае речь идет об экуменизме.
Автор: Хохлышева, Ольга Олеговна