Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




 

Пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева - попечительница Святой Земли

 

Введение

 

Имя и дела действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества Марии Михайловны Киселевой - замечательной женщины, жившей в Пензе в XIX веке, ставшей первой из женщин почетной гражданкой города, открыла землякам старший научный сотрудник Пензенского краеведческого музея Анна Федоровна Головина. Настоящим исследователям хорошо известно, как порой один-два нежданно открывшихся факта вытягивают за собой целую забытую доселе страницу истории, личной судьбы или традиции. Все началось со стопки старых бумаг, принесенных в музей с одного старого городского чердака, и через 15 лет упорных поисков из полного забытья вместе с судьбой Марии Михайловны Киселевой был извлечен целый пласт истории не только города Пензы, но и русского присутствия на Святой Земле. По результатам своих исследований Анна Федоровна написала книгу „Великая благотворительница“, сейчас готовит второе дополненное издание, о Марии Михайловне был снят фильм, ее благие дела легли в основу диссертаций и статей. Для людей, узнавших о благотворительности Марии Михайловны, ее имя стало высоким символом и примером служения людям. Эта статья написана на основе бесед с Анной Федоровной Головиной, ее книги и публикаций.

 

 

Мария Михайловна Киселева. Фото из альбома «Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907». Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме

Мария Михайловна Киселева. Фото из альбома «Русские учреждения в Святой Земле и

почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907».

© Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме

 

Мария Михайловна Киселева (1798-1887) родилась в семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Михаила Никитича Чегодаева и его жены Александры Петровны. Мария вышла замуж уже в зрелом возрасте, в 30 лет, за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего дворянского рода, крупного землевладельца. Супружеская чета отличались постоянной готовностью к общественно полезным делам и начинаниям. Александр Григорьевич состоял на службе в Пензенской губернии и занимал место члена Комиссии народного продовольствия. Он оказывал большую помощь крестьянам, особенно в голодные годы, устроил в Пензе губернскую публичную библиотеку, пожертвовав много собственных книг, и был постоянным ее попечителем. Киселевы счастливо прожили вместе 19 лет. Но последние годы их супружества были омрачены тяжелой болезнью Александра Григорьевича, от которой он скончался в Берлине, где проходил лечение. Мария Михайловна похоронила мужа в Спасо-Преображенском мужском монастыре Пензенской губернии. Вдовой она прожила 40 лет. И все эти годы по примеру своего супруга занималась благотворительной деятельностью.

 

М.М. Киселева умерла в возрасте 89 лет, в 1887 году. При жизни она была награждена Российским орденом св. Екатерины (1886 г.), давшим ей титул кавалерственной дамы. За участие в делах общества попечения о раненых во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов она была награждена сербским орденом Таковского креста[1] и греческим орденом Спасителя[2], а также знаком Красного Креста. В 1881 году Киселеву избрали почетной гражданкой Пензы. В 1884 году она вступила в ряды Православного Палестинского Общества[3].

 

Богадельня под Высочайшим покровительством

 

Муж Киселевой оставил завещание, по которому отказал 11 имений в разных губерниях России на строительство богадельни в городе Пензе для престарелых, больных и увечных людей, без различия вероисповедания и звания. Распорядительницей над всеми своими имениями Александр Григорьевич назначил свою жену Марию Михайловну.

 

Приведя в порядок дела после смерти мужа, в 1852 году Мария Михайловна купила большую усадьбу на углу улиц Дворянской и Верхней Пешей. В 1856 году император утвердил разработанное ею «Положение о богадельне». Пока шло строительство, Мария Михайловна открыла приют для бедных в собственном доме, на Лекарской улице. Через три года призреваемые из дома Киселевой были переведены в новое просторное здание богадельни с домовым храмом Спаса Нерукотворного.

 

На официальном открытии богадельни 13 сентября 1859 года совершалась Божественная литургия в присутствии Преосвященного архиепископа Пензенского и Саранского Варлаама и представителей высших губернских властей. Богадельню приняла под свое покровительство императрица Александра Федоровна, которая прислала Марии Михайловне рескрипт с изъявлением признательности и благоволения. В 1882 году был построен второй корпус богадельни. В обоих корпусах были устроены домовые храмы.

 

При открытии в богадельне жили 70 человек, а через 20 лет - уже 140. Мария Михайловна весьма искусно вела свои хозяйственные дела в имениях и всю прибыль направляла на благотворительные дела, не жалея средств. Всего ею было направлено на нужды богадельни 104 тысячи рублей серебром, ежегодное содержание обходилось примерно в 4 тысячи, помощь получили тысячи страждущих бедняков.

 

Богадельня Киселевой просуществовала до 1918 года, с февраля попечительство этого богоугодного заведения было ликвидировано новыми властями, а сама богадельня перешла в ведение коллегии общественного призрения Пензенского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здания обоих корпусов богадельни сохранились до сих пор, в настоящее время в них располагаются городские больницы.

 

Созидательница храмов

 

Очень много сил и средств за свою долгую жизнь Мария Михайловна потратила на строительство храмов, особенно в тех своих имениях, где церквей прежде не было. На ее средства были построены многие храмы в Пензенской, Владимирской, Саратовской и других губерниях. Мария Михайловна пожертвовала Мокшанскому Казанскому женскому монастырю 30 десятин земли, а в Пензе отдала в вечную собственность местной епархии свою бывшую усадьбу с садом для епархиального женского училища. Она стала основательницей Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря в Мордовии, пожертвовав 20 десятин земли и 2000 рублей. Этой обители она делала пожертвования всю жизнь: выкупила все строения и усадьбу помещиков Струйских и подарила монастырю. Для обустройства монастырского хутора пожертвовала еще 245 десятин земли.

 

В 1882 году перед могилой епископа Пензенского и Саратовского Иннокентия (1784–1819), канонизированного в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе, которого Мария Михайловна знала лично, она устроила придельный храм во имя святых мучеников Евлампия и Евлампии с южной стороны Пензенского Спасского кафедрального собора. Архитектурный комплекс собора был полностью разрушен в период коммунистической богоборческой кампании.  

 

 

Троицкий храм при Спасо-Преображенском монастыре города Пензы

Троицкий храм при Спасо-Преображенском монастыре города Пензы 

 

В середине XIX века трудами Марии Михайловны был построен богатый теплый двухэтажный пятиглавый Троицкий храм над могилой мужа в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, нижний придел которого в честь Рождества Христова был выполнен по подобию храма Рождества Христова в Вифлееме и потрясал посетителей монументальным великолепием интерьера.

 

Троицкий храм, разрушенный полностью в советские годы, заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. На верхнем этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя Обновления храма Воскресения. В нижнем этаже было три престола: главный - во имя Рождества Христова - и придельные (в честь Казанской Божией Матери и во имя св. Благоверного Великого князя Александра Невского). Каждый их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т.к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены. О среднем престоле - в память Рождества Христова - следует сказать, что он и устройством, и украшением, и даже размерами был подобен Вифлеемскому храму в Палестине, устроенному в вертепе Рождества Христова. Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества, покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде небольшой полуциркулярной ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая место рождения Спасителя. Во время служб храм освещали 52 лампады. 16 из них находились в нише, шесть – в яслях, в которых был положен младенец Иисус после своего рождения. 30 лампад размещались в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам обрамленная металлом… Все было так, как и в палестинском Вифлеемском храме. В киселевском храме, как его тогда называли, было много икон хорошего письма в дорогих серебряных вызолоченных окладах. Среди них особенно выделялась икона Рождества Христа Спасителя, написанная в Вифлееме и освященная на престоле Вифлеемского храма. Ее прислал М.М. Киселевой митрополит Петрский (в Аравии) Мелетий.  

 

Храм Воскресения («Старый Спаситель») в Пензе. Нач. XX века

Храм Воскресения («Старый Спаситель») в Пензе. Нач. XX века

 

М.М. Киселева значительно расширила и восстановила старейший храм Пензы, в котором хранился чудотворный образ Всемилостивого Спаса, подаренный, по преданию, царем Иоанном Грозным после его похода на Казань. В народе эта церковь была известна как Воскресенская или «Старый Спаситель». Правильное ее название церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, построена она была в честь главного христианского храма - Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме, который был «обновлен», то есть возрожден, святой равноапостольной Еленой в 335 году, включив в себя Голгофу и Гроб Господень. 

 

Храм стоял на этом месте еще тогда, когда Пензы как города и не было. К 1874 году храм был полуразрушен и закрыт, его трапезная и колокольня разобраны и отданы во вновь строящуюся Богоявленскую церковь (в народе ее называли «Новый Спаситель, в настоящее время там находится Дворец культуры им. Дзержинского). Но Мария Михайловна взялась за воссоздание древнего храма как памятника старины. Он был заново перестроен и расширен. Храм украсила по фасаду новая красивая колокольня, а жемчужиной его, несомненно, являлся хороший список с иконы Спасителя, украшенный драгоценной ризой (Мария Михайловна позаботилась, чтобы список был сделан, и икона стала постоянной и неотъемлемой собственностью возобновленного храма). Советская власть в храме устроила тюрьму, в настоящее время храм возвращен Пензенской епархии.

 

Таким образом, в Пензе, стараниями действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества М.М. Киселевой два храма напоминали о самых важных христианских храмах Святой Земли. 

 

И на самой Святой Земле Мария Михайловна послужила делу укрепления православия. В городе Назарете на средства М.М. Киселевой был построен храм в память неудавшегося свержения иудеями Спасителя со скалы. Есть сведения, не подкрепленные надежными документальными доказательствами, что Мария Михайловна принимала участие и в возведении храма пророка Елисея в Иерихоне.  

 

Попечительница святых мест Палестины

 

Известно, что Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости М.М. Киселевой.

    

„Я всегда любила Святые места Иерусалима и желала туда ехать, быть полезной, сколько будет мне возможно“[4], - писала она обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву - Почетному члену Императорского Православного Палестинского Общества.

 

В семейном архиве Киселевой сохранилось немало благодарственных писем и документов от Иерусалимского патриарха на греческом языке.

 

Митрополит Назаретский Нифонт, Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Фото из альбома. „Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907“. Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме

     Митрополит Назаретский Нифонт, Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Фото из альбома. „Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели

Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907“.

© Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме

 

Один из таких документов - письмо иерарха Святой Земли митрополита Назаретского Нифонта - Почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества, присланное в Пензу на имя племянницы Киселевой А.С. Радищевой, выражало благодарность по поводу строительства храма в Назарете.

 

 

Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете. Построен на средства русской благотворительницы М.М. Киселевой. Фото А. Якубович, 1880 г.

Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.

Построен на средства русской благотворительницы М.М. Киселевой.

Фото А. Якубович, 1880 г.


 

Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете. Фото А. Якубович. Подпись на фото „Церковь Киселевой в Назарете. А. Якубович

Храм в память о неудавшемся свержении

Спасителя со скалы в Назарете.

Фото А. Якубович.

Подпись на фото „Церковь Киселевой в Назарете.

А. Якубович

 

 

Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете. Построен на средства русской благотворительницы М.М. Киселевой. Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме

Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.

Построен на средства русской благотворительницы М.М. Киселевой.

© Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме

 

Уже на склоне своих жизненных лет Киселева купила небольшой участок земли в Назарете, на горе Свержения, на одной из горных вершин, принадлежащей грекам. Это была дорогая покупка, но это было именно то место, где, по преданию, иудеи хотели было свергнуть Спасителя со скалы. В память о неудавшемся свержении Спасителя и был на средства М.М. Киселевой на выкупленном ею участке выстроен благолепный храм. Большую помощь в этом оказал сам Назаретский митрополит Нифонт, он выхлопотал фирман (указ) султана на постройку и взял на себя все труды по возведению храма.

 

Александра Степановна Радищева, племянница М.М. Киселевой и писателя А.Н. Радищева (сестра Марии Михайловны Варвара была замужем за братом писателя — Степаном). Фото из экспозиции дома-усадьбы А.Н. Радищева

Александра Степановна Радищева, племянница М.М. Киселевой и писателя А.Н. Радищева

(сестра Марии Михайловны Варвара была замужем за братом писателя — Степаном). 

Фото из экспозиции дома-усадьбы А.Н. Радищева 

 

Мария Михайловна послала в Назарет своего архитектора и племянницу Александру Степановну Радищеву, которая приходилась также племянницей известному русскому писателю А.Н. Радищеву. Сестра Марии Михайловны Варвара была замужем за братом писателя - Степаном. Александра Степановна охотно поехала в Назарет и прожила там три года, занимаясь строительством храма.

 

Храм имеет необычную архитектуру: без купола, с плоской крышей и большим крыльцом на двух колоннах. Иконостас в храме был богатейший, полностью вызолоченный.

 

 

Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете. Внутренний вид

Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы в Назарете.

Внутренний вид.

 

15 мая 1880 года храм был освящен. Об этом и пишет митрополит Нифонт А.С. Радищевой в Пензу:

    

„Вчера Господь помог освятить храм Марии Михайловны. Не буду говорить вам, какое это было общее утешение и как наши православные дивились и восхваляли усердии вашей тети. Много их было на освящении, и они говорили, что это лучшая церковь, много благолепнее даже Фаворской… Поздравьте от моего имени храмоздательницу и поблагодарите ее за прекрасную утварь и ризницу… Не забывайте Назарет, когда-то дождусь Вас сюда, чтобы полюбовались всем, что приобрел на щедроты вашей тети“[5].

 

В книге профессора А.А. Дмитриевского „Праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы в Назарете и паломническия хождения по Галилее в марте месяце“, изданной Императорским Православным Палестинским Обществом в 1913 году, есть следующее примечание относительно этого храма: «Создательница этого храма в 1884 г. пожертвовала на его нужды 5000 р. в виде вечного вклада, но с условием, чтобы капитал этот неприкосновенно хранился в Императорском Православном Палестинском Обществе, которое и обязано ежегодно выдавать проценты с него (205 р. 20 к.) назаретскому митрополиту. Воля жертвовательницы исполняется свято» [6].

 

 

Паломники у Горы Свержения под Назаретом. Неподалеку от этого места до сих пор стоит храм, построенный на деньги М.М. Киселевой

Паломники у Горы Свержения под Назаретом.

Неподалеку от этого места до сих пор стоит храм, построенный на деньги М.М. Киселевой

 

Караваны с паломниками, отправляемые Императорским Православным Палестинским Обществом в Назарет, непременно посещали храм, построенный на средства русской благотворительницы М.М. Киселевой. Постепенно русские паломники перестали заходить в этот храм, совершая богослужения под открытым небом на самой горе, а с окончанием русского влияния в Назарете, храм пришел в запустение.

 

Специально для этой церкви была написана большая икона на сюжет неудавшегося свержения Спасителя с горы, список с которой митрополит Нифонт присылал Марии Михайловне в Пензу, но следы обеих икон в настоящее время утеряны. При подготовке второго издания книги о Марии Михайловне Киселевой ее автору Анне Федоровне Головиной удалось отыскать лишь репродукцию этой иконы.

 

Храм на Горе Свержения в районе Назарета, построенный М. М. Киселевой. 2008 г. Фото: Boris Dubman, www.panoramio.com

Храм на Горе Свержения в районе Назарета, построенный М. М. Киселевой.  2008 г.

Фото: Boris Dubman, www.panoramio.com

 

Необычная для православного храма архитектура породила распространенное в настоящее время заблуждение - местные жители и туристы из разных стран эту церковь называют церковью страха Мадонны (или Марии) - Our Lady of the fright, Mary's fear, Notre Dame de l'Effroi. Она даже считается памятником францисканского присутствия на Святой Земле. Подход к храму труднодоступен, многие любители путешествий стремились туда попасть, считая заброшенную церковь необычайно таинственной и приписывая уже позднее рожденный католический миф, что на этом месте стояла Дева Мария, со страхом глядя на соседнюю скалу, с которой назаретяне намеревались сбросить ее Сына после того, как на проповеди в синагоге Назарета Он объявил себя Сыном Божиим.

 

Храм близ Назарета, построенный Марией Киселевой, после реставрации Фото пользователя LeSold сделано в январе 2011 г.

Храм близ Назарета, построенный Марией Киселевой, после реставрации Фото пользователя LeSold сделано в январе 2011 г.

http://www.4turista.ru/content/puteshestvie-v-izraile-po-sledam-iisusa

 

Недавно этот храм Иерусалимская Православная Церковь отреставрировала. Из-за труднодоступности места фотографы и паломники туда еще не добрались и во всемирную паутину снимки не попали. Но можно получить некоторое представление, как в настоящее время выглядит этот храм издалека. Автор снимка, сделанного с паркинга торгового центра, построенного на холме Марии, как именуют его католики, сетует, что штукатурка и побелка сделали эту церковь обычной, не подозревая о ее необычной истории и замечательной личности устроительницы этого храма. По словам А.Ф. Головиной, делегация Пензенской епархии побывала на месте этого храма и некоторые фото войдут в  новую книгу о Марии Михайловне.

 

Церковь св. Елисея в Иерихоне (Ерихе)

Церковь св. Елисея в Иерихоне (Ерихе)

 

Среди бумаг деятелей Императорского Православного Палестинского Общества встречаются упоминания о том, что на деньги М.М. Киселевой была также построена греческая церковь св. Пророка Елисея в Иерихоне. Это не подтверждает мнение А.Ф. Головиной, которая не обнаружила в архивах М.М. Киселевой документов, которые бы доказывали подобный факт. Возможно, наши предшественники ошибались, тем не менее, приведем и их свидетельства.     

 

Из письма уполномоченного ИППО в Иерусалиме, почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества Д.Д. Смышляева от 12 февраля 1886 года мы узнаем:

    

„В Иерихоне обнаружил целую русскую колонию. Кроме превосходного дома о. Антонина, я нашел там дома и сады иеромонаха Иоасафа (Плеханова), Богдановой, Сушковой… Купчиха Киселева построила церковь, которую на второй неделе поста Патриарх приедет освящать. Церковь очень хорошенькая. Образа все писаны в России, где и иконостас делан“[7].

 

Об освящении этой церкви упоминает в своих дневниках другой почетный член Императорского Православного Палестинского Общества – начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Антонин (Капустин):

    

«Великим Постом 1886 г. Патриарх Никодим освятил „греческую“ иерихонскую церковь во имя Пророка Елисея[8], построенную на средства русских благотворительниц А.Д. Богдановой и М.М. Киселевой, с греческим „древом Закхея“ на церковной аллее»[9].

 

Мария Михайловна много жертвовала на храм Гроба Господня в Иерусалиме, Русской духовной миссии в Иерусалиме, Императорскому Православному Палестинскому Обществу, Пантелеимоновскому монастырю и Андреевскому скиту на Святой Горе Афон, Православному Московскому миссионерскому обществу в пользу сибирских инородческих миссий.

 

18 октября 1884 года Мария Михайловна стала действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества и была удостоена серебряного знака ИППО. Наличие серебряного членского знака говорит о том, что при вступлении Мария Михайловна сделала единовременный взнос в пользу Общества в размере 500 рублей. По уставу действительный член мог или вносить по 25 рублей ежегодно, и тогда ему вручался диплом члена за подписью Председателя - великого князя Сергия Александровича, или сделать взнос в 500 рублей, и тогда к диплому полагался серебряный знак ИППО, который носился на ленте на шее. Надо отметить, что молодое тогда еще Палестинское Общество при общем количестве членов немногим больше 300 очень нуждалось в деньгах. Постоянно Мария Михайловна вносила очень существенные суммы в пользу Общества. (После публикации статьи по отчетам ИППО за 1883-84 и 1884-85 гг. удалось уточнить, что 18 октября 1884 года М.М. Киселева была избрана почетным членом ИППО, а действительным она стала ранее - 2 февраля 1883 года. Прим. авт.)

 

Есть еще одна любопытная параллель Марии Михайловны с Императорским Православным Палестинским Обществом, скорее свидетельствующая о круге ее общения в тогдашней России (родственные и дружеские связи Марии Михайловны с российским высшим обществом - это отдельная замечательная страница ее биографии). Когда-то у ее мужа работал управляющим молодой Иван Егорович Забелин, ставший впоследствии известным русским историком. С ним был дружен Председатель ИППО великий князь Сергий Александрович, их связывала общая работа в Историческом музее. В настоящее время Императорское Православное Палестинское Общество готовится после ремонта переехать в свой офис, выделенный правительством Москвы и расположенный на улице Забелина.    

 

Добрые дела после смерти

 

Скончалась Мария Михайловна 6 декабря 1887 года, оставив распоряжения, по которым добрые дела ее могли продолжаться. По ее завещанию, в собственность и общее владение ее бывших крестьян разных сел и деревень были предоставлены 6 тысяч десятин земли и даже капитал в 39 837 рублей, процентами от которого они могли пользоваться в особо трудных обстоятельствах – при неурожае, пожаре, падеже скота.

 

На богадельни ею был оставлен неприкосновенный капитал в 565 тысяч рублей. Кроме того, в дар получили:

 

Спасо-Преображенский монастырь – усадебное место в Пензе, 5 тысяч рублей и ценные иконы;

 

 Арзамасская Алексеевская женская община – 50 десятин земли;

 

Палестинское Православное Общество, Главное Российское общество Красного Креста, заведение для душевнобольных „Всех скорбящих радость“ в Санкт-Петербурге, Николаевская военная Чесменская богадельня – по 50 тысяч рублей.

 

Сверх того были назначены значительные суммы Московскому миссионерскому обществу, военным раненым, не выслужившим пенсии, на образование детей дворянских фамилий в России, 100 тысяч рублей были ею пожертвованы для раздачи бедным в Палестине, Кандии, Болгарии, Месопотамии.

 

Но это только известные выдающиеся дела Марии Киселевой. Многим, а многим она помогала тайно. И сегодня мы уже достоверно не можем узнать, сколько людей было облагодетельствовано Марией Киселевой.     

 

Похоронена М.М. Киселева была рядом со своим мужем в Троицком храме в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, полностью стертым с лица земли за годы советской власти. Однако в 2002 году усилиями клира и паствы Пензенской епархии удалось найти фундамент Троицкого храма, а в нем склеп с останками Александра и Марии Киселевых, которые  планируется перезахоронить в более подходящее место.

 

Память о Марии Михайловне Киселевой вернула землякам старший научный сотрудник Пензенского краеведческого музея Анна Федоровна Головина — старейший музейный работник Пензенской области. Много лет она по крохам собирала документы и свидетельства, разбросанные по самым разным архивам и весям. На их основе в 2003 году ею была издана книга о Марии Михайловне под названием „Великая благотворительница“. Анна Федоровна Головина была удостоена медали Русской Православной Церкви. На основе документов и фактов, обнаруженных Анной Федоровной, создан телефильм, удостоенный диплома телеканала „Культура“ на VIII Всероссийском фестивале-семинаре „Православие на телевидении и радиовещании“. Сейчас Анна Федоровна работает над вторым изданием книги, дополненным новыми находками, а  ее единомышленники ведут реставрацию храма Воскресения словущего (он же Старый Спаситель) в городе Пензе, обновленного М.М. Киселевой.

 

 

Мемориальные доски с именами жертвователей на Александровском подворье ИППО в Иерусалиме © Иерусалимское отделение ИППО

 

Мемориальные доски с именами жертвователей на Александровском подворье ИППО в Иерусалиме © Иерусалимское отделение ИППО

Мемориальные доски с именами жертвователей

на Александровском подворье ИППО в Иерусалиме 

 

Императорское Православное Палестинское Общество увековечило память о своей благодетельнице на мемориальной доске Александровского подворья в Иерусалиме, где золотом на черном мраморе выбиты имена людей, внесших большой вклад в дело Палестинского Общества. Имя Марии Михайловны можно увидеть в верхнем ряду справа среди таких имен, как Василий Николаевич Хитрово, граф Ефим Васильевич Путятин, его дочь графиня Ольга Евфимиевна Путятина, епископ Порфирий (Успенский), великий князь Николай Николаевич, великая княгиня Александра Георгиевна, великий князь Константин Николаевич, Его Императорское Величество Государь Император Александр III, архимандрит Антонин (Капустин), князь М.Р. Кантакузин, граф Сперанский, Н.Ф. Фан-дер-Флит и других известных имен ученых, государственных деятелей и жертвователей ИППО. Осталось надеяться, что такие же зримые свидетельства увековечивания ее памяти появятся в ближайшем будущем и на пензенской земле.

 

© Лариса Николаевна Блинова,

заместитель председателя Иерусалимского отделения

Императорского Православного Палестинского Общества


Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № II.

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-45-4. 2012 г.

Страницы 29-38.

 

© Иерусалимское отделение ИППО

Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com

 

Литература

 

1. А.Ф. Головина. Великая благотворительница и созидательница храмов — Мария Михайловна Киселёва. Пензенские епархиальные вести № 2 2011 г., стр. 22-33.

2. Великая благотворительница. Подборка материалов, подготовленная Татьяной Логиновой. Пенза Православная (электронный ресурс Пензенской епархии) http://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=blagotvor-kiseliova.htm

 

Примечания



[1] Орден Таковского креста - государственная награда Княжества Сербия, с 1882 года - Королевства Сербия. Был учреждён в 1865 году. Орден имел 5 степеней.

[2] Орден Спасителя (греч. Τάγμα του Σωτήρος) - высшая государственная награда Греческой Республики. Орден был учреждён первым греческим королем Оттоном 20 мая 1833 года как напоминание об освобождении Греции Божьей милостью.

[3] Так называлось Императорское Православное Палестинское Общество при учреждении в 1882 году. С 1889 года оно получило почетное право именоваться  Императорским.

[4] Цит. по: А.Ф. Головина. Великая благотворительница и созидательница храмов — Мария Михайловна Киселёва. Пензенские епархиальные вести № 2 2011 г., стр. 30.

[5] А.Ф. Головина. Великая благотворительница и созидательница храмов — Мария Михайловна Киселёва. Пензенские епархиальные вести № 2 2011 г., стр. 31.

[6] А.А. Дмитриевский. Праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы в Назарете и паломническия хождения по Галилее в марте месяце. Издание ИППО. СПб. 1913 г.  Православный поклонник на Святой Земле (электронный ресурс) http://palomnic.org/oh/sz/3/1/

[7] Письмо Д.Д. Смышляева к В.Н. Хитрово. — АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 18. Л. 147. Цит. по: Р.Б. Бутова, Н.Н. Лисовой. К истории русских археологических исследований в Иерихоне / Российская археология. 2009, № 3 Июль-Сентябрь, стр. 158-169.

[8] Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник за 1886 г. Музей истории религии, СПб., шифр: И.П.П.О. Б. IV. № 853/28, стр. 40.

[9] Р.Б. Бутова, Н.Н. Лисовой. К истории русских археологических исследований в Иерихоне. Российская археология. 2009 г., № 3 Июль-Сентябрь., стр. 158.

 


Автор: Блинова, Лариса Николаевна

версия для печати