Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Библиотека / Иерусалимский вестник / Иерусалимский вестник ИППО № V-VI, 2014 / III. Святая Земля / История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом мученицы Александры. П.В. Платонов

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом мученицы Александры

 

К одним из самых ранних русских построек в Святой Земле относится здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом святой мученицы Царицы Александры.  

 

 

Общий вид на здание Русской Духовной Миссии и Троицкий собор в Иерусалиме. © Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото о. Тимона. Конец XIX века

Общий вид на здание Русской Духовной Миссии и Троицкий собор в Иерусалиме.

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото о. Тимона. Конец XIX века     

 

Возникновению непосредственно самого здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме предшествовали определенные исторические обстоятельства, вызванные усилением католического и протестантского присутствия в Святой Земле в первой половине XIX века.     

 

Так ещё в 1841 году в Иерусалиме было учреждено англиканско-евангелическое епископство и по словам секретаря ИППО А.А. Дмитриевского[1], когда «протестанты и католики, дотоле сравнительно равнодушные к святыням на Востоке, начинают обнаруживать в деле пропаганды среди обитателей Сирии и Палестины энергическую деятельность».  

 

 

А. А. Дмитриевский

Алексей Афанасьевич

Дмитриевский

 

Далее профессор Дмитриевский поясняет объективную причину, почему инициатива по учреждению будущей русской духовной Миссии в Иерусалиме принадлежит Российскому правительству в лице вице-канцлера К.В. Нессельроде[2], совмещавшего также должность Министра иностранных дел Российской Империи: «Обеспокоенный начавшимся движением на Востоке, наш вице-канцлер граф К.В. Нессельроде в своем всеподданейшем докладе 1842 г. в июне месяце, между прочим, писал, что, ‘‘к сожалению, бедствия христианской Церкви (на Востоке) происходят не от одного лишь мусульманского владычества; они также имеют причиною: 1) стремление католиков и протестантских миссионеров к распространению своих вероисповедований; 2) недостаточность нравственных и материальных средств греческого духовенства для предупреждения пагубного прозелитизма. При обсуждение мер, какие могли бы быть приняты со стороны Российского правительства для поддержания Греческой церкви, признавалось полезным присутствие в Иерусалиме благонадежной и образованной особы из российского духовенства... С сей целью надлежало бы избрать кроткого, благоразумного, надежного иеромонаха или архимандрита, но никак не выше этого сана, и отправить его в Иерусалим в качестве поклонника. По прибытии туда, он мог бы, исполняя все обязанности богомольца, стараться снискать доверие тамошнего духовенства, постепенно вникать в положение Православной Церкви, сообразить на месте, какие всего удобнее было бы принять меру к поддержанию Православия, доносить о том Российскому правительству через посредство консула нашего в Бейруте и, по руководству сего последнего, делать при случае некоторые полезные внушения (sic!) греческому духовенству от собственного имени и с братской любовию, стараясь при том убедить его в благочестивом соучастии Высочайшего двора к единоверцам нашим…  До того времени необходимо, чтобы он во всем совещался с нашим консулом, ибо сему последнему ближе известны политические обстоятельства, с коими надлежит сообразовать и духовные дела’’»[3].   

 

К. В. Нессельроде. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Граф Карл Васильевич Нессельроде      

 

В роли такого поклонника был выбран будущий епископ Русской Православной Церкви и известный ученый Епископ Порфирий (Успенский). Для этой цели Российское правительство в лице директора Азиатского департамента[4] Л.Г. Сенявина[5], обер-прокурора Св. Синода Н.А. Протасова[6], и посланник от МИДа в Константинополе В.П. Титова[7], отправляет арх. Порфирия в служебную командировку в Святую Землю в октябре 1843 года. Пробыв в Иерусалиме около 2-х лет и посетив затем Константинополь, Синай, Ливию и Афон, арх. Порфирий вернулся в Санкт-Петербург в октябре 1846 года, где принялся писать отчет своему путешествию, который был им представлен 15 октября 1886 года обер-прокурору Синода Н.А. Протасову. Таким образом 11 февраля 1847 года канцлером графом Нессельроде была поднесена на благоусмотрение Императора Николая Павловича,[8] составленная по предварительном согласованию с обер-прокурором Протасовым записка о предполагаемых распоряжениях по учреждению российской Духовной Миссии в Иерусалиме.

 

Архимандрит Порфирий (Успенский), еп. Чигиринский. (1804 – 1885) © Иерусалимское отделение ИППО

Епископ Порфирий (Успенский)   

 

 

Граф Николай Александрович Протасов @ Все права защищены. Иерусалимское отделение ИППО. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Граф Николай Александрович Протасов      

 

В этот же день Императором Николаем Павловичем была учреждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и графу Нессельроде было поручено войти  в переговоры с обер-прокурором Синода для определения состава Миссии, суммы на ее содержание и других организационных вопросов[9].  

 

 

Великий князь Константин Николаевич @ Все права защищены. Иерусалимское отделение ИППО. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Великий князь Константин Николаевич        

 

После посещения Святой Земли Великим князем Константином Николаевичем в 1859 году, Российское правительство приобрело огромный участок земли к западу от Дамасских ворот на Мейдамской площади, которое сейчас принято называть «Русское подворье». В 1859 году в Петербурге учреждается Палестинский комитет[10], который возглавил Великий князь Константин Николаевич Романов. 30 августа 1860 года в центре этого участка заложили будущий Свято-Троицкий собор, являющийся центральным храмом русских построек, строительство которого растянулось на 12 лет.

 

Общий вид на здание Троицкого собора в Иерусалиме. © Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото о. Тимона. Конец XIX века

Общий вид на здание Троицкого собора в Иерусалиме.

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото о. Тимона. Конец XIX века      

 

Параллельно в рамках правительственной программы приступили к строительству здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом святой мученицы царицы Александры, а также приютов для паломников, здания больницы и дома для русского консула.  

 

 

Генеральный план русских построек в Иерусалиме. На этом схематическом плане видны так называемые старые русские постройки на Мейдамской площади: Свято-Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Елизаветинское и Мариинское подворья, и построенные позже здания - Сергиевского и Николаевского подворий ИППО  © Архив Иерусалимского отделения ИППО. План 1907 года

Генеральный план русских построек в Иерусалиме.

На этом схематическом плане видны так называемые

старые русские постройки на Мейдамской площади:

Свято-Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме,

Елизаветинское и Мариинское подворья, и

построенные позже здания - Сергиевского и Николаевского подворий ИППО

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. План 1907 года      

 

Постройкой этих объектов занимался Палестинский Комитет при Азиатском департаменте Министерства Иностранных Дел Российской Империи. Главным  автором и архитектором русских построек был Мартын Иванович Эппингер (1822-1872 гг.).    

 

 

Строители русских построек в Иерусалиме (1859-1864 г.г.)  Архитектор Эпингер (вверху посередине), иеромонах Леонид (крайний слева), В.И Дорогобуджинов (второкй слева), Епископ Кирилл (Наумов) (в середине), Б.П. Мансуров (второй справа), Иеромонах Ювеналий (крайний справа)  © Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото конца XIX века

Строители русских построек в Иерусалиме (1859-1864 г.г.)

Архитектор Эпингер (вверху посередине),

иеромонах Леонид (крайний слева),

В.И Дорогобуджинов (второй слева),

Епископ Кирилл (Наумов) (в середине),

Б.П. Мансуров (второй справа),

Иеромонах Ювеналий (крайний справа)

© Архив Иерусалимского отделения ИППО.

Фото конца XIX века        

 

Интересно, что именно он, год спустя, после завершения русских построек вместе с французским архитектором К. Мауссом[11] занимался реставрацией купола Ротонды в храме Гроба Господня[12]. Здание Миссии предполагало собой простое по устроению здание с 4-мя внутренними дворами и подворьями для паломников, а также с общей трапезной и библиотекой для иноков[13].  

 

Здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме © Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото конца XIX века

Здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото конца XIX века  

 

 

Схематический план здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1907 года. Нижний этаж © Архив Иерусалимского отделения ИППО. План 1907 года

Схематический план здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1907 года. Нижний этаж

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. План 1907 года  

 

 

Схематический план здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1907 года. Верхний этаж © Архив Иерусалимского отделения ИППО. План 1907 года

Схематический план здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1907 года. Верхний этаж

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. План 1907 года       

 

Домовой храм расположился крестообразно в центре этого комплекса. Первоначально строительство планировалось завершить к 1863 году, но т.к. церковь св. мученицы Александры еще не была полностью готова, строительство откладывалось до 1864 года. Церковь украсили резным дубовым иконостасом, иконами и четырьмя позолоченными киотами на что было потрачено 31 тыс. рублей[14]. Освящение храма вместе с другими русскими постройками: зданием Миссии, странноприимным домов и больницей состоялось 28 июня 1864 года при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Леониде (Кавелине). Накануне была совершена торжественная великая вечерня в присутствии Патриаршего наместника Мелетия, митрополита Петры Аравийской, приглашенного на торжество начальником Миссии по желанию Синода Русской Православной Церкви.    

 

 

Домовая церковь св. мученицы царицы Александры в здании Русской Духовной Миссии © Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото о. Тимона. Конец XIX века

Домовая церковь св. мученицы царицы Александры в здании Русской Духовной Миссии

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото о. Тимона. Конец XIX века      

 

Во время вечерней службы пел смешанный русский и греческий хор, а приглашенные на торжество греческие клирики остались ночевать в Миссии. Вот как описывает это событие секретарь Императорского Православного Палестинского Общества профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский в своем «Очерке жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), третьего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, и его труды по изучению православного Востока»:     

 

«В час ночи 28 июня зазвонили к заутрене, а в 2 часа ночи началась утреня. После пения Слава в вышних Богу митрополит Мелетий со всем духовенством вышел их храма с литанией, трижды обходя дом Миссии и читая всякий раз против западного вхожа Евангелие. По окончанию крестного хода начался чин освящения храма и затем следовала Литургия, на которую собрались толпы богомольцев разных национальностей: присутствовали русские, болгары, греки, арабы, копты, абиссинцы. Богослужение исполненное, как и накануне, певцами греческими и русскими, окончилось в 9 часов утра. В 12 часов дня в мужском поклонническом приюте состоялся торжественный обед на 125 человек»[15].     

 

Таким образом, домовой храм св. мученицы Александры стал первым русским храмом на Святой Земле. В здании Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме в дореволюционный период проживали такие известные религиозные деятели, внесшие вклад в дело русского духовного присутствия на Святой Земле как архимандрит Антонин (Капустин) - начальник РДМ с 1865-1894 гг., архимандрит Леонид (Сенцов) – начальник РДМ 1903-1918 гг. При отце Антонине (Капустине) в здании было устроен музей Палестинских древностей, часть коллекции монет которого до сих пор находится в Петербурге в музее Эрмитажа в коллекции монет древнего Рима и Византии. Он имел на крыше здания Миссии телескоп, через который наблюдал за небесными светилами.    

 

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865-1894 гг.) © Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото конца XIX века

Архимандрит Антонин (Капустин) -

начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865-1894 гг.)

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото конца XIX века        

 

В 1914 году здание Миссии, как и все русские постройки в центре Иерусалима, занимают турецкие войска разваливающейся Оттоманской Империи, которые располагают там свои административные структуры. Значительно ухудшается положение русских людей, оказавшихся в это время в Палестине. Турция участвует в I мировой войне против России на стороне Германии. В виду разрыва дипломатических отношений между Россией и Турцией русский консул покидает Иерусалим и его обязанности исполняет временно испанский консул. Императорское Православное Палестинское Общество сообщило всем русским паломникам, что прекращается морское сообщение между Россией и Палестиной. Часть паломников отбыла с последними пароходами в Россию, а часть в надежде, что скоро закончится война и Россия в ней победит, осталась в Палестине. Многие остались из-за того, что просто не на чем было отплыть в Россию[16].     

 

Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов) был выслан вместе с другими членами Миссии. В 1917 году в России происходит революционная катастрофа, и члены Миссии возвращаются в Иерусалим, только в 1919 году. Архимандрит Леонид не дожил до этого момента. Он скончался в Москве в 1918 году, где принимал участие в заседаниях Поместного Собора Русской Православной Церкви, оставив в своем духовном завещании, приобретенные им в долг многочисленные земельные участки на Святой Земле, за счет займов, взятых в Палестинских банках. Здание Миссии за эти 5 лет поддерживалось усилиями временного церковного управления и усилиями отдельных эмигрантов и деятелей ИППО, оставшихся в это время в Палестине с 1914 года[17]. Долги[18] арх. Леонида (Сенцова) удалось выплатить общими усилиями лишь к концу 30-х годов.

 

 

Архимандрит Леонид (Сенцов) @ Все права защищены. Иерусалимское отделение ИППО. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Архимандрит Леонид (Сенцов)     

 

Здание Миссии претерпело разграбление, в частности исчезла значительная коллекция ценных монет музея Палестинских древностей из коллекции архимандрита Антонина (Капустина), а также представляющая собой ценность меблировка здания и другие ценные вещи. С 1917 году англичане сменяют турецкие власти. Само здание оказалось в ведении британского Мандата над Палестиной. В 1919 году в большую часть здания Миссии въехал верховный мандатный суд Палестины, который занимал его до 1948 года. Для нужд Миссии оставили храм св. мученицы царицы Александры, трапезу, около половины нижнего этажа и несколько комнат на втором[19]. Исполняющим начальником РДМ в Иерусалиме был назначен иеромонах Мелетий. Он вписывает в кадастровые книги все русские участки, входящие в завещание архимандрита Леонида (Сенцова)[20]. В 1921 году материальное положение Миссии становится катастрофическим, поскольку Миссия находилась в многочисленных долгах, вызванных покупкой значительных участков недвижимостей в долг до 1914 года, в надежде, что удастся покрыть эти долги за счет нового прибытия караванов паломников в Палестину. Высшее Церковное Управление для выправления положения посылает из Константинополя митрополита Анастасия (Грибановского), который сдает в аренду русские постройки британским властям. Здание Миссии и другие русские постройки были ими заняты и сданы в наем для весьма различных целей, от таких как размещение самого испанского консульства и суда Палестинского Мандата, до складов, больниц, тюрем, и даже бараков и складов британской жандармерии[21]. Так за аренду части здания Миссии английские власти платили, начиная с 1921 года по 44500 пиастров за полгода аренды[22]. До 1948 года здание Миссии находилось в юрисдикции РПЦЗ, члены Миссии  занимали малую часть, остальное занимал британский суд, а на русских постройках к 1948 году Британскими властями был организован военный городок «Бевинград», окруженный со всех сторон колючей проволокой.    

 

 

"Бевинград" в период Британского мандата над Палестиной 1917-1948 гг. Вид со стороны улицы Яффо на Николаевское подворье ИППО и Свято-Троицкий собор Вход опутан заграждениями и колючей проволокой

"Бевинград" в период Британского мандата над Палестиной 1917-1948 гг.

Вид со стороны улицы Яффо на Николаевское подворье ИППО и

Свято-Троицкий собор Вход опутан заграждениями и колючей проволокой

   

 

Британские солдаты выстроились для марша в честь английского генерала Аленби на площади перед Троицким собором Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Елизаветинским подворьем ИППО. (Фото примерно 1917 г.) © Фотоархив  Православного Общества «Россия в красках» в Иерусалиме

Британские солдаты выстроились для марша в честь английского генерала Аленби

на площади перед Троицким собором Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и

Елизаветинским подворьем ИППО.

(Фото примерно 1917 г.)

© Фотоархив  Православного Общества «Россия в красках» в Иерусалиме        

 

Из известных деятелей Русского Зарубежья в здании Русской Духовной Миссии в период с 1928 до 1931 года проживал начальник РДМ (РПЦЗ) архимандрит Киприан (Керн) автор известной монографии об отце Антонине «Архимандрит Антонин Капустин - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». С 1933 по 1948 Миссией руководил архимандрит Антоний (Синкевич), при котором стал издаваться журнал «Святая Земля». Журнал издавался до 1940 года и в нем было опубликовано несмотря на некоторую идеологизированность немало интересных статей по церковной археологии и истории Святой Земли. В период его руководства в 1939 году по инициативе Британского администратора над Палестиной, британские колониальные власти построили за свой счет 3-й этаж над западным крылом исторического здания Русской Духовной Миссии для размещения там своего суда, который выехал из старых помещений Миссии и разместился в новом корпусе по арендному договору с Миссией сроком на 12 лет[23]. Таким образом, с помощью Британских колониальных властей, Миссия получила в свое владение 3-й этаж над западным крылом своего исторического здания и пользуется этими помещениями по сегодняшний день. Достроить 3-й этаж по периметру трех других направлений (южное, восточное и северное) своими силами, Миссии по разным историческим причинам так и не удалось.  

 

Архимандрит Киприан (Керн) @ Все права защищены. Иерусалимское отделение ИППО. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Архимандрит Киприан (Керн)     

 

С окончанием британского мандата в Палестине в 1948 году началась арабо-израильская война. Вооруженные силы израильтян стали занимать после британцев русские постройки. С арабской части города началась бомбардировка русских построек, оказавшихся на линии фронта в течении 28 суток. Погиб один иеромонах Миссии, другой был ранен, а все оставшиеся члены Миссии находились по домашним арестом израильских властей. Снаряды попадали непосредственно в здание Миссии, так и в здание Троицкого собора и других русских построек.               

Архимандрит Антоний (Синкевич) оставил в своих отчетах написанных из-за цензуры на английском языке ярки воспоминания тех трагических событий:

 

«Утром 1/14 мая. Становилось ясно, что англичане уходят из Иерусалима, и наша Миссия будет захвачена израильтянами. В 8 утра английские часовые еще стояли возле нашего здания, но соседние здания — почта и тюрьма — уже находились в руках израильской армии, и оттуда слышались шум и громкие крики. [...]     

 

Мы ожидали смерти и смотрели, с какой стороны ворвутся новые хозяева. Почти сразу израильские солдаты ворвались на второй этаж, и мы слышали их шаги. Но в самой Миссии никто не появлялся целых два часа, и в это время мы чувствовали себя осужденными на смерть.     

 

В 11:30, когда мы с пересохшими ртами стояли в коридоре Миссии, ворвались вооруженные солдаты, выломав дверь из соседнего помещения. Солдаты были нервно возбуждены и ожидали встретить сопротивление. Увидев монахов, они спросили, кто мы. Командующий офицер обратился ко мне по-английски: «Не бойтесь, мы пришли защитить Вас. Где здесь угловая комната?» Немедленно они расположились с автоматами, ручными гранатами и другим оружием в Вашей угловой комнате, в зале и в моем кабинете с телефоном. Постепенно они занимали все больше комнат в этой части Миссии, превращая ее в часть своего штаба. В течение первых нескольких дней, поскольку мы оказались на передовой, обстрелу подвергался каждый, кто выходил наружу или оказывался возле окон. [...]      

 

Наше существование в Миссии было более чем угнетенным, поскольку мы чувствовали себя полуворишками в собственном доме! Все происходило по команде израильтян, которые внешне обращались с нами в основном (но не всегда) с натянутой вежливостью. Мы не столько боялись артобстрела, сколько возможной мести, хотя обстрел был очень сильным.      В течение 28 дней Миссия подвергалась ежедневному артиллерийскому обстрелу ежечасно, днем и ночью, Наше здание получило от 100 до 200 прямых попаданий, и бесчисленное количество снарядов упало вокруг здания. О. Феофилакт был убит в своей келье в Миссии снарядом [...]. Мы похоронили его во время бомбежек без гроба, в небольшом садике возле малой церкви. О. Николай был ранен в руку осколком при входе в подвал, который он считал безопасной зоной. Снаряды не могли пробить толстые стены, но они иногда попадали через окна и двери. Практически ни одна комната не осталась без повреждений. [...]     

 

К счастью, у обеих церквей Миссии пострадали только крыши, а внутри все оставалось почти неповрежденным»[24].

 

 

Архимандрит Антоний (Синькевич) @ Все права защищены. Иерусалимское отделение ИППО. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Архимандрит Антоний (Синькевич)  

 

До сих пор на здании Миссии можно увидеть многочисленные следы от пуль крупнокалиберных пулеметов. Здание Миссии понесло значительный урон, предано разграблению. После окончания боевых действий и образования государств Израиль и королевства Иордания, те храмы и монастыри, которые оказались на территории новообразованного государства Израиль были переданы государству СССР, в том числе и здание Русской Духовной Миссии. Московская Патриархия прислала в 1948 году своего представителя в Миссию. Вновь прибывший начальник Русской Духовной Миссии от Московской Патриархии архимандрит Леонид (Лобачев) описывает состояние русских построек после приезда в Иерусалим:     

 

«Состояние храмов и строение ужасное. От  былого уюта не осталось и следа. Всюду следы военных действий. Внутри зданий полнейший беспорядок, здесь помещались солдаты. Многое похищено, остальное поломано. Стены исцарапаны и кое где побиты от попаданий мин. Стекла повсюду – и в храмах, и в жилых помещениях повылетали, замки сбиты, двери поломаны, канцелярский архив разбросан, мебель изуродована, столовое белье, посуда украдены. В общем когда мы приехали, страшно было войти в здание: в коридорах темно (мы приехали в 7 часов вечера), в разбитые окна врывается ветер, звучит жуткое эхо, кругом безлюдье, ночью страшно открыть келью и выйти в коридор»[25].     

 

С этого момента начинается новый период в жизни Русской Духовной Миссии в юрисдикции Московской Патриархии. 5 декабря 1948 года архимандритом Леонидом было совершено его первое богослужение в храме св. мученицы Александры. Постепенно стало восстанавливаться здание Миссии. В 1952 году скончался архимандрит Мелетий, который был живой связью Миссии до 1914 года. Он был похоронен на кладбище Горненского монастыря. Перед смертью в Миссии отметили его 80-летие и он был награжден патриаршей грамотой. С 1956 по 1958 гг. в Миссии служил архимандрит Никодим (Ротов) – будущий митрополит Никодим (Ротов), который собрал во время своего пребывания в том числе и начальником Миссии множество материалов по ее истории и в 1959 году подготовил курсовое сочинение «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» за что ему была присуждена степень кандидата богословия. Работа  включала в себя 500 машинописных листов, а в список источников вошли более 70 печатных и около 700 архивных дел из «Архива Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, на который в тексте сочинения имеется 651 ссылка».     

 

Архив Миссии представляет собой собрание документов Русской Духовной Миссии, Императорского Православного Палестинского Общества, русского консульства, материалов из личных архивов. В 70-80 гг. ХХ века библиотека и архив Русской Духовной Миссии из здания в  Иерусалиме были перенесены в Горненский женский монастырь, в одно из зданий, приобретенных архимандритом Антонином (Капустиным) в селении Эйн-Карем в 1871 году. Но лишь в последние годы стали проводиться работы по разбору и систематизации архива с привлечением архивистов из Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В здании сделан ремонт, проведена компьютеризация библиотеки. 21 января 2013 года состоялось освящение библиотеки и архива Русской Духовной Миссии[26].     

 

На основании найденных там документов и к 165-летнему юбилею своего создания, Русская Духовная Миссия опубликовала историко-культурный иллюстрированный альманах «Святая Земля» в 2-х частях, куда вошли, кроме документов из различных Российских архивов, и часть архивных документов Миссии, хранившиеся все эти годы в Горненском монастыре.     

 

Повторная публикация книги арх. Никодима (Ротова) по истории Миссии, состоялась лишь в 1998 году по личной инициативе митрополита Крутицкого Ювеналия (Пояркова)[27] одного из старейших членов ИППО с 1974 года, ныне почетного, служившего в Миссии в период с 1963 по 1964 годы.     

 

Так продолжалась жизнь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме без особых изменений до 1991 года, когда развалился советский союз и на Святую Землю возобновляется паломничество и религиозный туризм. С 6 марта по 1 апреля 1991 года Святую Землю посещает Святейший Патриарх Алексий II и многие паломники, вдохновленные его примером, начинают посещать Святую Землю. С 1993 года Миссия организованно начинает заниматься приемом паломников, образовав паломнический отдел в Даниловом монастыре в Москве. Послушание гидов-путеводителей по Святой Земле стали выполнять инокини Миссии и Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме. С 90-х годов Миссия начинает активно заниматься восстановлением своих участков, готовя их к приему паломников.     

 

27 апреля 2005 года здание Миссии посещает в рамках официального визита Президент Российской Федерации Владимир Путин. Президент России поприветствовал собравшихся в храме клириков Миссии и сестёр Горненского женского монастыря. В своем приветственном слове В.В. Путин в частности сказал: "Я хочу поблагодарить вас, всех тех, кто служит на благо Русской Православной Церкви, на благо России, охраняет и хранит эти места для нашей церкви, для нашего народа... Это первый визит главы Российского государства в Израиль. Мы должны приложить усилия, чтобы добиться примирения. Неслучайно здесь, в вашем храме, надпись над Царскими вратами - "Проси мира Иерусалиму". Будем просить у Господа мира Иерусалиму"[28].     

 

В ноябре 2012 года, здание Миссии посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в рамках официального визита в Святую Землю. Были проведены переговоры на самом высоком уровне с официальными властями государства Израиль, в том числе по поводу вопроса освобождения от арендаторов исторического здания Русской Духовной Миссии.     

 

Тем не менее, само здание Миссии до сих пор на 70% занимается израильским мировым судом в рамках долгосрочной аренды. Никак не разрешится сложный запутанный узел трагического XX века. Уже несколько лет ведутся переговоры на уровне МИДов России и Израиля, связанные с вопросом восстановления прав РДМ и ИППО на свою историческую собственность в Иерусалиме. К чему приведет переговорный процесс по освобождению от арендаторов здания Русской Духовной Миссии - покажет время.  

 

 

© Павел Викторович Платонов,

председатель Иерусалимского отделения,

член Попечительского Совета

Императорского Православного Палестинского Общества

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № V-VI. 2014 г. 

 

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-67-6.

Страницы 193-207.

 

© Иерусалимское отделение ИППО

Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com


Гид в Израиле, Иерусалиме и Святой Земле Павел Платонов

 

Страница гида Павла Платонова в фейсбуке

Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме

 

 

Примечания



[1] Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 (23) марта 1856 — 10 августа 1929) — русский византинист, историк Церкви; профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.
[2] Граф Карл Васильевич Нессельроде или Карл Роберт фон Нессельроде (нем. Karl Robertvon Nesselrode; 2 [13] декабря 1780, Лиссабон — 11 [23] марта 1862, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель немецкого происхождения, предпоследний канцлер Российской империи. Занимал пост министра иностранных дел Российской империи дольше, чем кто-либо другой. Статс-секретарь Министерства Иностранных дел с 1816 по 1822. С 1822 по 1856 годы министр иностранных дел Российской Империи.
[3] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. 1905 г. Том XVI. Выпуск. 3-й.  Стр. 329-261.
[4] Азиатский департамент — один из трёх департаментов Министерства иностранных дел Российской империи. Создан 19 апреля (1 мая) 1819 вместо Департамента азиатских дел Коллегии иностранных дел.
[5] Лев Григорьевич Сенявин (14 октября 1805 — 19 июня 1862) — товарищ министра иностранных дел, сенатор, член Государственного совета, действительный тайный советник. С 1822 по 1848 годы был директором Азиатского департамента.
[6] Граф Николай Александрович Протасов (27 декабря 1798 — 16 января 1855 Санкт-Петербург) — генерал-адъютант от кавалерии, член Государственного совета; генерал-лейтенант (1848). С 1836 года и до своей смерти — обер-прокурор Святейшего Синода. Последний представитель графской ветви рода Протасовых.
[7] Владимир Павлович Титов, псевдоним Тит Космократов (28 февраля (12 марта) 1807, село Новики, ныне Спасского района Рязанской области — 15 (27) сентября 1891, Харьков) — русский писатель, государственный деятель, дипломат. Как писатель известен повестью «Уединённый домик на Васильевском», созданной по сюжету Александра Пушкина.
[8] Николай I Павлович (25 июня [6 июля] 1796, Царское Село — 18 февраля [2 марта] 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
[9] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. 1905 г. Том XVI. Выпуск. 3-й.  Стр. 329-261.
[10] Палестинский комитет — российская общественная организация, созданная 23 марта 1859 года в Санкт-Петербурге в Российской Империи, и работавшая до 7 апреля 1864 года, до своего преобразования в Палестинскую Комиссию. В свою очередь Палестинская Комиссия была упразднена и прекратила свое существование в 1889 году, а ее капиталы и имущество были переданы Императорскому Православному Палестинскому Обществу, созданному в 1882 году.
[11] Christophe-Édouard Mauss - (1829-1914) - французский архитектор, уроженец Руана, работавший по заказам министерства иностранных дел Франции. Занимался реставрацией церкви св. Анны в старом городе Иерусалима и постройкой целого комплекса новых монастырских зданий, семинарии и музея древностей в Вифезде.
[12] Н.Н. Лисовой. Русское Духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в 19 начале 20 веков. Москва. Издательство «Индрик». Стр.117.
[13] Б.П. Мансуров. Отчет о мерах, принятых к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине. С-Петербург. 1860. с. 44-70. «Россия в Святой Земле». Документы и материалы Том I. стр. 237. Москва. Издательство «Международные отношения».
[14] Н.Н. Лисовой. Русское Духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в 19 начале 20 веков. Москва. Издательство «Индрик». Стр.117
[15] Неопубликованная глава из книги «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века». Киев, 1905-1906 гг. «Россия в Святой Земле». Документы и материалы Том I. стр. 237. Москва. Издательство «Международные отношения». Стр. 450.
[16] История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Архимандрит Никодим (Ротов). Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 1997 г. Стр. 382
[17] Протоиерей Виктор Потапов. Русская Православная Церковь за границей и судьбы Русской Палестины: 1921-1948 гг. Период перелома и испытаний. Коллизии с Московской Патриархией. Адрес статьи в интернете http://palomnic.org/ippo/rp/1/
[18] Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). М., 2002. С.90.// Цитируется по ППС № 107. Н.Н. Лисовой ИПП и РДМ между МИДом и Синодом. М. 2011. С. 114.
[19] История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Архимандрит Никодим (Ротов). Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 1997 г. стр. 380
[20] Там же. стр. 380
[21] Судьба русского землевладения в Иерусалиме во время Палестинского мандата. С. Баталден. Адрес в интернете. http://ricolor.org/russia/me/b/
[22] Д.Ф. Сафонов. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме в 1919-1923 гг. // Православный Палестинский сборник №107. М. С.325.
[23] Письмо начальника РДМ Антония (Синькевича) митрополиту Анастасию (Грибановскому) Израильский госархив. Д. 844/9-פ. Машинописный отпуск. Подпись архим. Антония.
[24] Протоиерей Виктор Потапов. Русская Православная Церковь за границей и судьбы Русской Палестины: 1921-1948 гг. Период перелома и испытаний. Коллизии с Московской Патриархией. Адрес статьи в интернете http://palomnic.org/ippo/rp/1/
[25] История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Архимандрит Никодим (Ротов). Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 1997 г. стр. 388.
[26] Публикация на официальном портале Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. http://rusdm.ru/news/775
[27] История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Архимандрит Никодим (Ротов). Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 1997 г. Стр. 5-6
[28] Президент России В.В.Путин прибыл в Святую Землю // Публикация на официальном портале Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 27 апреля 2005 г. http://rusdm.ru/news/181

Автор: Платонов, Павел Викторович

версия для печати